19 апреля в нашем храме была совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого, посвящённая Великой Субботе — . Литургию провёл иерей Алексей. По окончании Литургии было совершено елеопомазание.
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»… выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над а ом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: Благообразный Иосиф»… Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать* (Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 62 — 66):
62На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
На Литургии вместо Херувимской песни поётся «Да молчит всяка плоть… «. Подобно тому, как Бог покоился от всех своих дел по окончании сотворения мира (Бытие, глава 2, стихи 1 — 3), так и в эту Преблагословенную Субботу Господь покоится во гробе, совершив наше спасение своими Спасительными Страданиями и смертью.
Святитель Феофан Затворник пишет:
Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, — все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.
С праздником, братья и сестры!
* — информация взята с сайта Православный календарь.