Дорогие братия и сестры! Поздравляем вас с Днём Святой Троицы и с Днём Рождения Церкви, с Днём Сошествия Святаго Духа на апостолов — Пятидесятницей. Данный праздник является престольным для нашего храма.
В этот день Церковь празднует сошествие Святаго Духа на апостолов, что ознаменовало рождение Церкви. Об этом событии повествуется в Деяниях Святых Апостолов, глава 2 стих 1- 11:
1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
О грядущем сошествии и устроении Церкви, и о спасении говорится и в сегодняшнем Евангелии от Иоанна, глава 7, стих 37 — 52, глава 8, стих 12:
37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43Итак произошла о Нем распря в народе.
44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Праздник Пятидесятницы получил своё название благодаря тому, что празднуется на 50-й дней после Пасхи. В этот день также празднуется День Святой Троицы. Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресенье, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник – во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, – должным посвящением Ему начатков весны. Во многих храмах, в том числе и в нашем, имеется благочестивая традиция освящать ветки берёзы. Вся неделя, следующая после праздника, является сплошной — пост в среду и пятницу отменяется.
В заключении хочется привести слова свт. Феофана Затворника:
Совершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет. 1, 2).
Того ради и крещаемся «во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28, 19–20).
Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».
Всех с праздником, братья и сестры!